Главная > Полезные статьи > История ирландских танцев, часть 4
История ирландских танцев, часть 4
28.07.2011 01:26

Проследив эволюцию современных ирландских танцев за последние полвека, самое время вернуться к сетам и шан-носу. Появление нового стиля, не означало, что старый стиль был забыт полностью (хотя он переживал, прямо скажем, не лучшие свои времена). В отдельных уголках Ирландии традиция сетов и шан-носа не прерывалась, и на фоне общего роста популярности ирландских танцев о них вспомнили снова.



Ирландские танцы для всех

В 60-х годах популярность танцев кейли несколько пошла на убыль. К тому времени акцент в обучении им окончательно сместился на детей, к тому же возросшая роль соревнований и более серьёзные требования к физической форме привели к тому, что старшее поколение нередко оставалось за бортом. Те, кому танцы были нужны, прежде всего, для общения и в качестве весёлого и не слишком обязывающего способа провести свободный вечер, обращают всё более пристальное внимание на сеты.


Примерно в то же самое время Содружество ирландских музыкантов (Comhaltas Ceoltóirí Éireann), основанное в 1951 году в Маллингаре, начинает большую работу по популяризации народной музыки и традиционных инструментов, таких как ирландская арфа и волынка (uilleann pipe). С этой целью в том же 1951 году прошёл первый Фестиваль ирландской музыки (Fleadh Cheoil), ставший ежегодным. Многие открывают для себя музыку таких кейли-бэндов (групп, играющих для танцоров), как Tulla, Kilfenora, Bridge, Castle, и у них возникает естественное желание танцевать под неё. И сеты, которыми с равным удовольствием могут заниматься люди всех возрастов, для этого подходят просто идеально.

В 60-х в жизни ирландцев произошло ещё одно важное изменение – с распространением автомобилей, которые до этого были относительной редкостью, население стало значительно более мобильным. Вновь появились мастера танцев – и теперь они с лёгкостью могли отправиться не только в соседнюю деревню, но и на другой конец страны. Но что самое интересное, появились не только путешествующие учителя, но и путешествующие ученики. Поездки в другой город на танцевальный фестиваль или уикенд постепенно становятся не просто привычными – теперь это неотъемлемая часть жизни танцоров.


Одним из первых видных деятелей «сетового возрождения» был Дэн О'Коннелл (Dan O’Connell) из Корка. В 1957 году он купил небольшой паб в Нокнагри (Knocknagree), а в 1965 году начал проводить в нём регулярные танцевальные вечера с участием таких известных музыкантов, как Джонни О'Лири (Johnny O’Leary) и Денис Мёрфи (Denis «the Weaver» Murphy). 40 лет паб, известный в народе просто как Connell’s, был местом паломничества сет-танцоров, причём не только из Ирландии, но и других стран, и оплотом южного стиля Sliabh Luachra (Шлив Лухра) с его акцентом на польки.

Ещё один мастер танцев первой волны, о котором нельзя не упомянуть – Марти О’Мэлли (Marty O’Malley) из западного Клера, который был не только замечательным танцором, но и талантливым певцом и сказителем баллад. Марти много путешествовал по стране, и внёс значительный вклад в распространение сетов. (Любопытный факт: в своё время О’Мэлли решительно выступил против попытки Comhaltas запретить использование более сложных степовых шагов в соревнованиях по сетам.)


Одной из центральных фигур «сетового возрождения», несмотря на менее заслуженный возраст, был Конни Райан (Connie Ryan) из Типперери. Любовь к танцам Конни передал его отец (дом семьи Райанов в Клоноулти называли «танцующим домом»), однако в детстве будущего мастера танцев больше привлекал хёрлинг (ирландский хоккей). В 1967, в возрасте 27 лет, после того, как у Конни возникли серьёзные проблемы со зрением, он перебрался в Дублин и устроился на работу телефонистом в Банк Ирландии. И всё своё свободное время начал посвящать танцам.


С детства Конни хорошо знал и танцевал такие сеты из Типперери, как Cashel и Ballycommon. В 1967 в Дублине он попадает на собрание музыкально-танцевального общества Clareman’s Club, организованного, как и следует из названия, выходцами из графства Клер – Джози и Майклом Мёрфи (Josie and Michael Murphy) и Падди Кингом (Paddy King). По стечению обстоятельств, клуб вскоре закрылся, и Райан посетил его всего несколько раз, однако выучить такие сеты, как Caledonian и Plain он успел. В 70-х он начинает регулярно преподавать танцы в Дублине, а также ездить по стране – причём не только с целью обучения сетам, которые уже знал, но и для сбора новых.


Это была непростая работа – многие сеты не имели чёткой структуры, не были разделены на фигуры. Так, например, Connemara Reel был записан им со слов семьи О‘Мялодь (O'Mealoid) из Рах Кариня (Rath Cairn) в виде одной длинной риловой фигуры для полусета (двух пар) и полечной Maggie in the Wood в конце. Конни часами общался со своими информантами, танцевал вместе с ними, записывал последовательность фигур и высчитывал их продолжительность в тактах. После этого он обычно возвращался в Дублин и разбирал сет с учениками основанного им танцевального клуба Slievenamon. И, наконец, снова отправлялся в место, где танец был записан, чтобы получить окончательное одобрение у местных танцоров.


И всё же, несмотря на растущую популярность сетов, число знающих их людей остаётся достаточно небольшим – как правило, если человек не жил там же, где и преподаватель, его шансы познакомиться с этим видом танцев (или хотя бы услышать о нём) были не слишком высоки.


В конце 70-х Брендан Бряхнах (Breandán Breathnach), председатель дублинского клуба ирландских волынщиков Na Píobairí Uilleann (NPU) опубликовал серьёзное исследование на тему традиционных танцев в клерском издательстве Dal gCais. В 1979 году он предпринял попытку организовать танцевальные вечера в помещении NPU – попытку, успехом, увы, не увенчавшуюся. Тем не менее, Брендан не оставил идею объединить музыку и танцы, и в 1982 году по его инициативе сеты были включены в программу авторитетной летней музыкальной школы Уилли Кленси (Willie Clancy Summer School) в Миллтаун-Малбэй (Milltown-Malbay), графство Клер. Этот шаг был логичным во всех отношениях – сам Уилли Кленси был не только выдающимся флейтистом и бойранистом, но и танцором (его учителем был легендарный Тади Кейси (Thady Casey) из Клера). И с полным правом можно сказать, что этот момент стал для сетов переломным.


Вести занятия был приглашён выдающийся мастер из Корка Джо О’Доннован (Joe O'Donovan) и его жена Шивон (Siobhán). Подобно многим людям своего поколения, Джо учился танцам у отца, у которого была своя школа танцев в Корке. Он много путешествовал по Ирландии (а в последствии и за её пределами), собирая сеты и проводя занятия по сетам и шан-носу. В 2008 году за вклад в развитие танцев он был удостоен награды TG4 Gradam Ceoil и награды Comhaltas Ceoltóirí Eireann.



В первый же год в мастер-классах школы Уилли Кленси приняло участие около 50 человек. Всю неделю Джо и его жена посвятили разбору Kerry Set’а – по сегодняшним меркам этот темп покажется слишком медленным, однако О’Донованы намеренно не спешили. Их задачей было сделать так, чтобы танец остался с их учениками на всю жизнь, и не вылетел из головы сразу же после выхода из танцевального зала.


Пример Willie Clancy оказался заразительным, и постепенно фестивалей и летних школ, где все желающие могли приобщиться к сетовой культуре, становится всё больше. Так, примерно в середине 80-х Merriman Summer School, знакомящая своих слушателей с разными аспектами ирландской культуры, преимущественно литературой и историей, также решила включить в свою программу танцевальные мастер-классы. Вести их было предложено уже упоминавшемуся Конни Райану. А в 1989 году начала свою работу популярная сегодня летняя музыкально-танцевальная школа Джо Муни (Joe Mooney Summer School), сетовую программу которой взял на себя Пат Мёрфи (Pat Murphy) из Типперери. Патрик был уже преподавателем новой волны, он учился у Джека Слеттери (Jack Slattery) и также находился под огромным влиянием стиля своего земляка Конни Райана, особенно в плане подхода к обучению и установления весёлой и дружелюбной атмосферы на занятиях.


Регулярные занятия по сетам начинают проводиться во всех крупных городах – Дублине, Корке, Голуэе. В 1982 году в Дублине при поддержке Na Píobairí Uilleann была основана Brooks Academy, у истоков которой стояли Терри и Кей Мойланы (Terry and Kay Moylan), Джерри О'Рейлли (Jerry O'Reilly) и Энн О'Рейлли (Anne O'Reilly). Академия, в начале своего пути представлявшая из себя небольшую группу энтузиастов, постепенно разрослась, и сегодня насчитывает около 200 танцоров. В разные годы руководство школы приглашало с мастер-классами уже упоминавшихся Конни Райана, Джо О'Донована, а также таких новых мастеров, как Тимми МакКарти по прозвищу «Брит» (Timmy «the Brit» McCarthy), Мик Малкеррин (Mick Mulkerrin) и Мурис О'Брайан (Muiris O'Brien). Именно благодаря академии получили широкое распространение такие сеты, как Orange & Green Set, Clare Lancers, Sliabh Luachra Set, Corca Dhuibhne Set, Derradda Set, Uibh Ráthach Set и Waltz Cotillon.


Brooks Academy была первой сетовой организацией, начавшей издавать сборники танцев. Первый из них, Irish Dances, был опубликован в 1984 году и включал 10 сетов. Всего школой было выпущено 5 сборников – Irish Dances, The Piper's Set and other Dances, The Quadrilles and other Sets, Set Left – Set Right и The Walking Polka, содержащих в общей сложности 57 танцев. Академия выпускает не только первые сборники танцев, но и первые сборники танцевальной музыки (с 1987). Интересная деталь – в 80-х Академия заказала Джо О'Доновану сочинение нового танца, Pipers’ Set, который можно было бы танцевать под мелодии, пользовавшиеся особой любовью волынщиков клуба. В сет вошли 5 фигур – рил, джига, сингл-рил, слип-джига и хорнпайп. Для исполнения слип-джиговой фигуры, аналогов которой пока не существует, требовался особый шаг, судя по всему, придуманный О’Донованом.


С лёгкой руки Brooks Academy появляется всё больше литературы, способствующей распространению танцевальных знаний. Пожалуй, сегодня наиболее известными и всеобъемлющими являются книги Патрика Мёрфи – «Toss the Feathers», «The Flowing Tide» и «Apples in Winter», в которых собрано около 120 сетов. Публикуются сборники танцевальной музыки – такие как «The Set» Уильяма Хэммонда (William Hammond); появляются обучающие видео-курсы («Irish Set Dancing Made Easy» Мэта Каннингема (Matt Cunningham), «Céilí Cois Cuain» Патрика Мёрфи, серия «The Magic of Irish Set Dancing» в 7 частях, в записи которой принимали участие такие танцоры, как Конни Райан и Тимми МакКарти). В 1996 году Билл Линч (Bill Lynch) из Килфеноры начинает издавать газету и Интернет-журнал Set Dancing News, ведущее сегодня издание о традиционных ирландских танцах. Сетами интересуются не только в Ирландии, но и за её пределами – всё чаще преподавателей приглашают с мастер-классами в континентальную Европу и Америку.


Однако у возросшей популярности сетов есть и обратная сторона. В погоне за количеством в голове большинства танцоров зачастую остаётся в лучшем случае схема и теряются любопытные местные особенности (чего никогда не случалось, когда танцоры знали от силы десяток сетов, наиболее распространённых в их районе). Доступность учителей и обилие мастер-классов и летних школ приводят к тому, что манера становится более усреднённой и унифицированной; сегодня не всегда возможно определить, из какого района Ирландии приехал тот или иной танцор и у кого он учился. К тому же, коренных носителей стиля становится всё меньше (так, за последние несколько лет ушли из жизни Джо О’Донован, Дэн О'Коннелл и Марти О’Мэлли), а с ними по кусочкам уходит и старая Ирландия. Поэтому большого уважения заслуживает подход учителей, которые обращают внимание на местные особенности, сохраняя традиции для будущего.


Новая жизнь старого стиля

В то время как сеты неуклонно завоёвывают всё новую аудиторию, возрождение традиций шан-носа идёт несколько по другой схеме. И в этом нет ничего удивительного – ведь в то время как сеты можно начать танцевать практически сразу (достаточно лишь взять на себя труд запомнить в общих чертах схему или просто встать в пару со знающим танцором), освоение шан-носа требует упорства и времени. А поскольку речь идёт о сольных танцах, - и определённой смелости и уверенности в себе.


По этим объективным причинам возрождение шан-носа не могло носить столь же массовый характер. И тем большим уважением пользовались и пользуются танцоры, освоившие этот стиль танцев. Чертами, коренным образом отличающими шан-нос от танцев нового стиля, являются не только более «приземлённая» манера и расслабленный корпус – основная идея заключается в импровизации под музыку и взаимодействии с мелодией и музыкантом. Чтобы хорошо танцевать шан-нос, недостаточно выучить и освоить движения – нужно научиться чувствовать музыку и свободно плыть по её течению, немного заигрывать с публикой и удивлять её.

Первым обучающим видео-курсом по шан-носу стал выпущенный в 1996 году «Old Traditional Irish Step Dancing» Джо О’Донована, примечательный ещё и потому, что этот старый мастер танцевал и учил в старом стиле Керри, сегодня достаточно мало распространённом. Традиции Джо продолжает его ученик Патрик О’Де (Pádraig O’Dea), который сегодня сам является весьма известным преподавателем. Пример мюнстерского стиля в исполнении Патрика О’Де:

В 2005 году обучающие видео выпустили Мик Малкеррин и Маред Кейси (Mairéad Casey) («Buail cois ar!»), а также Ронан Риган (Ronan Regan) и Мальдон Михан (Maldon Meehan) («Dance Sean-Nós»). В 2009 году вышел в свет DVD «Sean Nos Dancing» Джерарда Батлера (Gerard Butler). А в 2010 году Ронан Риган выпустил второй курс – «Dance Sean-Nós For Beginners». Появляются не только обучающие курсы, но и документальные фильмы, посвящённые шан-носу, такие как «Heel-Up: Damhsa ar an Sean- 2006 года c участием Патрика О'Хобикиня (draig Ó hOibicín) и членов его семьи и «Ceolchuairt… Nua Eabhrac: The Irish Hoofer» 2008 года c участием Джозефа О'Няхтаня (Seosamh Ó Neachtain).


В новом тысячелетии шан-нос становится модным и среди молодёжи. Всё больше молодых людей и девушек участвуют в соревнованиях и телевизионных конкурсах (подробнее о них мы расскажем чуть позже). Наиболее успешные и яркие из них занимаются танцами не только как хобби, они посвящают ему всё своё время – преподают и выступают. Меняется имидж и манера исполнителей шан-носа – такие известные сегодня танцоры, как Эмма О‘Салливан (Emma O’Sullivan), Эдвина Гокинь (Edwina Guсkian) и Джерард Батлер, выглядят не менее эффектно и впечатляюще, чем танцоры нового стиля. Просто по-другому.

Номера на основе шан-носа появляются в танцевальных шоу (например, в Rhythm of the Dance принимают участие Эмма О’Салливан и чешка Тереза Бернардова (Tereza Bernardova), увлёкшаяся танцами уже во взрослом возрасте и добившаяся заметных успехов в том числе и в современных сольных танцах. Появляются даже шоу-программы полностью на основе шан-носа – такие как The Pirate Queen 2009 года с участием молодых звёзд (Эммы О’Салливан, Эшлинг, Ирен и Майкла Каннингемов (Aisling, Irene and Michael Cunningham), Джерада и Патрика Девэйнов (Gearoid and Patrick Devane), Лиама Скэнлона (Liam Scanlon). В 2010 году клан Каннингемов (уже упомянутые Эшлинг, Ирен и Майкла, а также Брайан (Brian) и Лоррейн (Lorraine)) представил шоу Fuaim Chonamara (Звуки Коннемары); в 2011, после переезда ведущих танцоров в США оно было переименовано в Atlantic Steps. В том же 2011 году на Аранских островах дебютировало небольшое шоу An Island Story, танцевальная часть программы которого была поручена Мариан Ни Хониле (Marian Ní Chonghaile) из Коннемары.


Свои танцевальные шоу есть и в Америке – многие из них были поставлены при участии талантливой исполнительницы Киран Джордан (Kieran Jordan), в необычном стиле которой ощущается сильное влияние модерна. Киран с детства занималась современными ирландскими танцами и даже получила сертификат TCRG. Шан-носом (а заодно и кейп-бретоном – шотландским степом) она увлеклась уже значительно позже. В 2004 году она вместе с Мальдон Михан (Maldon Meehan), Мэтсом Мелином (Mats Melin) и Ронаном Риганом образовала гастролирующий международный коллектив Nua-s. А в 2008 в Америке дебютировало шоу An Damhsa с её участием (также среди танцоров были Мальдон Михан, Шеннон Данн (Shannon Dunne) и Алисия Гуинн (Alicia Guinn)). В 2008 Киран выпустила также документальный DVD «Secrets of the Sole», а годом позже – обучающий «Musical Feet».

Особое место в танцах старого стиля занимают brush dance (танец со шваброй) и An Gabharain Bui («жёлтый козлёнок»). О танце со шваброй, который был весьма популярен на западе Клера в первой половине 20 века, вспомнили примерно в середине 90-х на фоне общего роста интереса к шан-носу – и к этому моменту он успел практически полностью исчезнуть (одной из последних оригинальных его исполнителей была Джоан Луни (Joan Looney)). По одной из версий, название brush dance может быть связано с традицией влюблённой пары переступать через швабру перед началом совместной жизни. Сегодня благодаря своей зрелищности танец со шваброй, требующий от исполнителей немалой ловкости и резвости, буквально обрёл новую жизнь.

Ещё одним чудом выжившим сольным клерским танцем является An Gabharain Bui (жёлтый козлёнок), который исполняли на скрещенных палках (наподобие шотландского танца с мечами). Считается, что в 1990-х годах последним знающим его танцором был Дэн Фёри (Dan Furey). В приведённом ниже редком видео его танцуют ученицы Дэна, Эмер и Кира МакКарти (Emer and Ciara McCarthy).

Соревнования и телевизионные конкурсы

Несмотря на изначально неформальный характер сетов и шан-носа, сегодня по ним также проводятся многочисленные чемпионаты. Появление конкуренции довольно сильно повлияло на стиль и манеру исполнения народных танцев. А в случае сетов привело к возникновению отдельного соревновательного стиля.


В 50-х годах Comhaltas начинает проводить ежегодные музыкальные фестивали под названием fleadh (фла), в рамках которых с 1978 года проходят чемпионаты по сетам, а в последствии – и по кейли и шан-носу. И всё же, поскольку fleadh является, прежде всего, музыкальным мероприятием, танцы здесь служат, скорее, завершающим штрихом общей картины, и действительно серьёзная конкурентная борьба проходит на других площадках.


В 1971 году подразделение Гэльской Атлетической Ассоциации (Gaelic Athletic Association, GAA), отвечающее за культуру, – Scór – провело свои первые соревнования, в которых приняли участие музыканты, певцы, сказители и ораторы, а также танцоры (сетов и кейли). Чемпионаты, так же, как и проводящая их организация, получившие название scór, делятся по возрастному признаку – Scór na bPáistí (для младших школьников), Scór na nÓg (для подростков до 18) и Scór Sinsear (для взрослых).


Раскинувшаяся по всей Ирландии сеть клубов GAA обеспечивает широкую аудиторию, поэтому на чемпионатах этой серии существует последовательная региональная система отбора, кульминацией которой является финал (взрослый проходит обычно в апреле). Сетовый стиль, принятый, и обеспечивающий хорошие результаты на этих соревнованиях, сегодня довольно разительно отличается от традиционного. Танцоры используют сложные степовые шаги, передвигаются быстро и на большие расстояния, а их синхронности иногда могут позавидовать и лучшие кейли-команды мирового уровня. Приверженцы традиционного стиля считают, что подобный подход в корне противоречит самой идее сетов, предназначенных, прежде всего, для общения в неформальной и дружеской обстановке. Тем не менее, восхищения мастерство и техничность этих танцоров не может не вызывать.

Что касается шан-носа, но главным событием для исполняющих его танцоров традиционно является Oireachtas na Samhna (более ранее название – Oireachtas na Gaelige), проходящий в ноябре и собирающий как лучших мастеров со всей Ирландии (а иногда и из-за границы), так и простых любителей. Отбора на чемпионате не существует, поэтому попробовать свои силы и заявить во всеувидение о своей любви к танцам старого стиля могут все желающие. Соревнующиеся, как правило, танцуют рил под аккомпанемент одного музыканта, чаще всего аккордеониста. К слову, танцевать можно только в обуви с кожаной подошвой – набойки и любые усиливающие звук приспособления строго запрещены. Победа на Oireachtas na Samhna считается серьёзным достижением.

Ещё одним примечательным соревнованием по шан-носу является Comórtas Chóilín Sheáin Dharach, проходящий ежегодно в Рос Муке (Ros Muc), графство Голуэй. Его особенностью являются ограничение количества участников первыми 20, подавшими заявку, и лимитированный перечень мелодий, все из которых являются джигами.


Важным явлением последних лет, в Ирландии является телевизионный конкурс талантов Ireland's Got Talent, в котором всё чаще принимают участие танцоры шан-носа. В 2010 году полуфиналисткой шоу стала Эмма О'Салливан. А в 2011 до финала дошли сразу два коллектива (что самое примечательное – детских) – Cosa Beoga из городка Эббинокмой (Abbeyknockmoy), графство Голуэй, и Sean Nós ar an tSionann (питомцы чемпионки Oireachtas na Samhna Эдвины Гокинь).


Вместо заключения

За последние сто лет ирландские танцы прошли значительный путь. Время всё расставило по своим местам: кейли и соло, сеты и шан-носы – сегодня всем им находится место в сердцах ирландцев и тех, кому близка эта музыка и эта культура, удивительным образом продолжающая завоёвывать всё новых поклонников во всём мире. И в качестве яркого примера мирного и равноправного соседства старого и нового стилей можно привести шоу 2009 года Duchas na hEireann («Наследие Ирландии»), в которое вошли как современные танцы в исполнении труппы Damhsa, так и сеты и шан-нос в исполнении Джерарда Батлера, Эммы О'Салливан, Лиама и Кэти Скэнлон.

Ирландские танцы созданы для того, чтобы танцевать их под ирландскую музыку – будь то ураганно-весёлую или трогательную и лиричную. Они дарят тем, кто ими занимается чувство радости и невероятный заряд энергии. И являются, во всех своих проявлениях, неотъемлемой частью живой ирландской культуры.

Наталья Малышева

Начало статьи об истории ирландских танцев: 1, 2 и 3.

* при перепечатке ссылка на сайт www.tnn-ceilidh.ru обязательна!
Пожалуйста, уважайте чужой труд!