Главная > Полезные статьи > История ирландских танцев, часть 3
История ирландских танцев, часть 3
23.07.2011 00:51

До сих пор речь шла только о том, что происходило с ирландскими танцами у них на родине. Однако в виду масштабной эмиграции, прекратившейся лишь в середине 20 века, традиции зелёного острова должны были неизбежно выйти за его пределы. В поисках лучшей жизни ирландцы отправлялись преимущественно в Англию, Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию – неудивительно, что именно здесь интерес к ирландским танцам был наиболее заметным.


Ирландские танцы за пределами Ирландии

С самого момента основания Гэльской Лиги её деятельность охватывала не только Ирландию, но – хотя в значительно меньшей степени – и Великобританию. Как уже говорилось, именно в Лондоне в 1897 году прошёл первый вечер ceili. Также известно, что уже в начале века в Лондоне проводились регулярные занятия по ирландским танцам. В 1902 году первые в Великобритании танцевальные соревнования прошли в Глазго, а в 1907 году – в Лондоне.


Тем не менее, ирландские танцы по-прежнему оставались прерогативой ирландцев – в списке преподавателей и судей, составленном CLRG в 1933 году, несмотря на географическую близость двух островов, ни одного англичанина не было. Не способствовал распространению танцев и тот факт, что долгое время все учителя и судьи должны были проходить обязательный тест на знание ирландского языка.


Ситуация стремительно меняется в конце 60-х, когда CLRG начинает налаживать контакты с энтузиастами ирландских танцев в других странах. Организуется серия преподавательских экзаменов за пределами Ирландии – в 1969 году они прошли и в Англии.


В Америке ирландские танцы были известны примерно с середины 18 века. Попав в Новый Свет, ирландский степ постепенно видоизменяется. Впитав в себя элементы африканской культуры, он становится основой для различных новых танцев, в том числе американского степа, который известен как самостоятельное направление с 19 века. Тем не менее, продолжающаяся эмиграция постоянно подпитывает ряды носителей традиционного ирландского стиля.


В конце 19-начале 20 века отголоски Гэльского Возрождения докатились и до Америки, и уже в 1911 году в Нью-Йорке прошёл первый фещ по танцам нового стиля, а в 1927 году – первый Чемпионат Соединённых Штатов (United States Championship). В 1939 году известный ирландский танцор Томас О’Фарелли (Tomas O'Faircheallaigh) открыл новую страницу, выступив в радиопередаче «Major Bowe’s», а в 1945 году ирландские танцы впервые появились на телевидении, на канале CBS. Тем не менее, вплоть до конца 40-х, американские танцоры существовали обособленно, а их стиль, несмотря на заявленную новизну, был ближе скорее к шан-носу, нежели к современным сольным танцам.

Однако постепенно ситуация меняется, и появляются носители нового стиля (так, в 1948 году в Нью-Йорк приезжают легендарные Питер и Сирил МакНифф (Peter and Cyril McNiff)). В 1953 году была основана Американская комиссия учителей ирландских танцев (Irish Dancing Teachers Commission of America). Предпринимаются попытки объединиться и наладить связи с «внешним миром» – с этой целью с 1961 года ведётся переписка с An Coimisiun. Первые плоды эта деятельность приносит в 1964 году, когда семеро преподавателей официально образовали Североамериканскую ассоциацию учителей ирландских танцев (Irish Dancing Teachers Association of North America, IDTANA), вошедшую в состав An Coimisiun. В 1967 году IDTANA инициировала приезд экзаменаторов для желающих получить статус TCRG и ADCRG. А в 1968 была образована Северо-американская комиссия по фещам (North American Feis Commission, NAFC), отвечающая за проведение соревнований в США и Канаде. 30 ноября 1969 года прошёл Первый национальный чемпионат по ирландским танцам (First National Oireachtas Rince).


В Австралию ирландские танцы попали в середине 19 века. В 1932 году в Виктории была основана Ассоциация покровителей ирландских национальных танцев и национального костюма (Irish National Dancing and National Dress Promoters Association), а в 1946 году, согласно историку ирландских танцев Джону Каллинану (John Cullinane), - Ассоциация учителей ирландских танцев (Irish Dancing Teachers' Association). В 1953 году Джеральдин О'Ши Райан стала первой австралийкой, успешно сдавшей преподавательский экзамен (до Ирландии она добиралась морем целых три недели). В 1968 году появилась на свет Австралийская ассоциация ирландских танцев (Australian Irish Dance Association, AIDA), официально зарегистрированная в An Coimisiun, а в 1969 прошли первые экзамены для преподавателей и судей.


История ирландских танцев в Новой Зеландии ведёт свой отсчёт с начала 20 века. В 50-е годы интерес к ним заметно возрос – в 1950 году прошли первые танцевальные соревнования (Christchurch Feis), со временем переросшие в Новозеландский национальный чемпионат по ирландским танцам (New Zealand National Irish Dancing Championships). Появляется Новозеландская ассоциация учителей ирландских танцев (Irish Dancing Teachers Association of New Zealand, I.D.T.A.N.Z.) под эгидой An Coimisiun. В 1969 году появились и первые сертифицированные преподаватели – благодаря экзаменам, организованным в Австралии.

Таким образом, в конце 60-х популярность ирландских танцев во всём мире заметно возросла, а An Coimisiun из национальной организации превратилась в международную. И её естественным и логичным следующим шагом было проведение первого Чемпионата мира по ирландским танцам (Oireachtas Rince na Cruinne), что и произошло в 1970 году в Дублине, в театре Colaiste Mhuire.


Идея мероприятия принадлежала Шемусу Мак Конула (Seamus Mac Conuladh) и Матью О Мыледи (Maitiu O Maoileidigh). Помимо ирландцев в первом Чемпионате мира приняли участие англичане, американцы, даже австралийцы (отбора не существовало, так что приехать могли все желающие). Поначалу масштабы были довольно скромными. Но уже довольно скоро ситуация изменилась – маленький театр уже не мог вместить всех участников, и Комиссии пришлось ввести квалификационный отбор. Забегая вперёд, отметим, что долгое время Чемпионаты мира проводились на территории одного из 26 графств Ирландской Республики, однако в 2000 году мероприятие впервые принимал Белфаст в Северной Ирландии. В 2007 году Чемпионат мира прошёл в Глазго, в Шотландии, а в 2009 году – в Филадельфии, США, что сделало его более доступным для танцоров Северной Америки.


Несмотря на очевидную глобализацию, долгое время на крупных соревнованиях существовал негласный «Изумрудный барьер» («Emerald Barrier») – преимущество ирландцев было неоспоримо (хотя и англичане всегда добивались не менее впечатляющих результатов). Тяжелее было заокеанским гостям. Первым американцем, завоевавшим чемпионский титул, стал легендарный сегодня Майкл Флетли (Michael Flatley) в 1975 году, а первой американкой – Тереза О’Cалливан (Theresa O'Sullivan) только в 1997. Первой канадкой, поднявшейся на верхнюю ступеньку пьедестала, стала Рут Гарретт (Ruth Garrett) в 1981, канадцем – Брайан Грант (Brian Grant), выигрывавший чемпионат в 1983, 1985 и 1986 годах. Первой австралийской чемпионкой стала Фиона Гей Сноудон (Fiona Gaye Snowdon) в 1980, а чемпионом – Конор Хейз (Conor Hayes), 1996. В командных соревнованиях долгое время также лидировали ирландцы и англичане, хотя в 1979 году австралийской школе Ransley удалось одержать победу сразу в двух категориях – кейли (Junior Girls Ceili) и танцевальной драме (Senior Dance Drama). В 80-х командам таких школ, как Greene (США), Chase (Австралия), Rince na nGael (Канада), Trinity (США) удалось добиться побед, в основном в категории «танцевальная драма».


На протяжении 70-х и 80-х годов стиль исполнения сольных танцев меняется. Участники из других стран стремятся доказать, что они тоже заслуживают мест на пьедестале, а возросшая конкуренция побуждает танцоров и преподавателей всё больше усложнять «репертуар». Тем не менее, хотя популярность их значительно возросла, ирландские танцы по-прежнему остаются уделом довольно ограниченного круга лиц – даже такое важное событие, как Чемпионат мира являлось, по сути дела кулуарным междусобойчиком, и широкой публике о нём мало что было известно. А в самой Ирландии национальные танцы считаются немодными и в общественном сознании прочно ассоциируются с досугом рабочего класса. И такое положение вещей оставалось, по сути, неизменным до 1994 года.


7 минут, которые изменили ирландские танцы

В 1994 году Ирландия принимала у себя международный музыкальный конкурс «Евровидение» («Eurovision») и как организатору ей полагалось представить не входящий в программу номер, отражающий культурное наследие нации. Постановка этого небольшого шоу была поручена Мойе Дохерти (Moya Doherty) и её мужу Джону МакКолгану (John McColgan). И так получилось, что у них уже были вполне сформировавшиеся идеи на этот счёт, был и материал.


Годом ранее, в 1993 году в Национальном концертном зале (National Concert Hall) в Дублине по инициативе Совета графства Мэйо прошёл концерт Mayo 5000, известный также как «The Spirit of Mayo» («Дух Мэйо») и приуроченный, казалось бы, к совершенно нетанцевальному событию – открытию, информационного центра на месте археологических раскопок Ceide Fields. Продюсерами шоу были уже упоминавшиеся Дохерти и МакКолган. Наряду с традиционной музыкой в него была включена оркестровая композиция, написанная Биллом Уиланом (Bill Whelan),а в числе исполнителей были не только танцоры, но и хор Anúna. К исполнению танцевальных номеров были приглашены Майкл Флетли (Michael Flatley), Колин Данн (Colin Dunne) и Джин Батлер (Jean Butler). Интересно, что, несмотря на ирландское происхождение, формально все они ирландцами не были (Майкл и Джин родились в Америке, Колин – в Англии).


На момент дебюта Mayo 5000 участники шоу уже обладали весьма заметными достижениями. Так, на счету Майкла Флетли были победа на Чемпионате мира по ирландским танцам и нескольких Чемпионатах Ирландии по игре на флейте, гастроли с такими группами, как Green Fields of America и The Chieftains. В мае 1989 он был включён в книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый степист мира со скоростью 28 ударов в секунду (в 1998 году ему удалось побить свой собственный рекорд, добившись скорости 35 ударов в секунду). А в 1991 году американское Национальное географическое общество объявило его достоянием нации, присвоив титул «Living Treasure». Заслуги Колина Дана также впечатляли: 9 раз он становился чемпионом мира, 11 – чемпионом Великобритании, 9 – чемпионом Ирландии и 8 – чемпионом Англии (в 9 лет он стал первым танцором, выигравшим за один год сразу три чемпионата – мира, Ирландии и Англии). Он также успешно сдал экзамен на TCRG и преподавал в школе Марион Тёрли (Marion Turley), ездил с мастер-классами в США, Австралию и Новую Зеландию, гастролировал с The Chieftains и DeDannan. Что касается Джин Батлер, то она выигрывала национальные чемпионаты и занимала призовые места на Чемпионате мира, гастролировала с Green Fields of America, Cherish the Ladies и The Chieftains. К тому же её поистине королевское очарование и грация делали её идеальной исполнительницей главной партии.

Стоит отметить, что танцевальные шоу существовали в Ирландии и до Spirit of Mayo – в одном из своих интервью известный популяризатор ирландских танцев Олив Хёрли (Olive Hurley) говорит о том, что обычно они устраивались в крупных отелях летом, с расчётом на туристов. От более ранних постановок Spirit of Mayo отличали не только оркестровая музыка Билла Уилана и участие хора. Революционным был стиль Майкла Флетли. Можно по-разному относиться к Флетли как к исполнителю, но несомненно одно – он привнёс в современные ирландские танцы невиданную до этого свободу. И не только внешнюю, проявлявшуюся в использовании рук и динамичных передвижениях по сцене, но и внутреннюю. Будучи прирождённым шоуменом, он открыл для ирландских танцоров новые грани общения со зрителем.


Но вернёмся в 1994 год. Приступив к созданию номера для Евровидения, Мойя Дохерти и Джон МакКоглан взяли за основу Mayo 5000, точнее всё самое новаторское, что в нём было (хореографию и стиль Майкла Флетли и Джин Батлер, музыку Уилана, выступление хора и группы барабанщиков), и добавили спецэффекты, яркие костюмы и массовый финал. 30 апреля 1994 года результат их работы был представлен 300 тысячам зрителей во всём мире.

Сказать, что это был успех – значит не сказать ничего. В этот вечер мир внезапно узнал о существовании ирландских танцев, и они ему очень и очень понравились. Дохерти и МакКолган, осознав перспективность такого формата выступлений, начали работать над полноценным шоу, музыку для которого заказали всё тому же Биллу Уилану. Дебют Riverdance состоялся в дублинском театре Point в феврале 1995 году.


Успех был просто ошеломляющим. «В тот вечер я был в зрительном зале театра Point – по окончании Riverdance 4000 людей со всей Европы в одно мгновение вскочили на ноги, - вспоминает МакКолган в документальном фильме, посвящённом 10-летию шоу. – Я 35 лет в этом бизнесе, но такой реакции я никогда не видел». После успешного дебюта на родной земле Riverdance отправился в успешные гастроли по миру.

Шоумания охватывает мир

Прогастролировав с Riverdance примерно год, Майкл Флетли, то ли по причине творческих разногласий, то ли из-за недовольства распределением прибыли от выступлений, оставил труппу (ему на смену был приглашён уже упоминавшийся Колин Данн). Однако без дела он сидеть не собирался – примерно год спустя, в июне 1996 года он представил публике своё новое шоу, Lord of the Dance, в котором он выступал не только как танцор и хореограф, но и как продюсер и директор. Также в качестве хореографа были приглашена Мари Даффи Паск (Marie Duffy Pask), сотрудничество с которой стало для Флетли долгим и плодотворным.


Размах шоу был ещё более грандиозным, чем у Riverdance. Более того, оно было рассчитано уже не на театры, а на стадионы. Написать к нему музыку Флетли поручил Ронану Хардиману (Ronan Hardiman) из The Chieftains, а к исполнению главных партий пригласил чемпионку мира Бернадетт Флинн (Bernadette Flynn), чемпионку Ирландии и Великобритании Джиллиан Норрис (Gillian Norris), чемпиона мира Дайре Нолана (Daire Nolan). Помимо танцевальных номеров в шоу были инструментальные композиции и песни, а танцы исполнялись не только под музыку, но a capella (давняя задумка Флетли).

Успех был настолько феноменальным, что в ноябре 1997 года Флетли создал сразу несколько трупп для одновременных гастролей в Северной Америке и Европе. DVD с записью шоу стал платиновым в Ирландии, Великобритании и США, золотым в Канаде и Австралии.


На волне популярности Riverdance и Lord of the Dance ирландско-танцевальные шоу появляются в невероятном количестве. В 1998 году дебютировал новый проект Флетли, Feet of Flames, представлявший собой расширенную версию Lord of the Dance (расширенную не только по репертуару, но и по числу танцоров – всего их было около 100). А в 1999 году Джин Батлер и Колин Данн создали собственное шоу, Dancing on Dangerous Ground, выдержанное в радикально новой стилистике. Более трагичная история, более утончённая хореография, стильные костюмы – это был настоящий подарок для эстетов, которых смущала определённая кичевость и американский размах постановок Флетли. А в 2005 году Флетли выпустил на сцену свой очередной проект, Celtic Tiger, сюжет которого охватывал историю ирландцев, с древних времён и до американской эмиграции.

Свои шоу разного калибра появляются практически во всех странах. В Ирландии это Ragus (проект известного музыканта с Аранских островов Фергала О’Мурху (Fergal O Murchu), чемпиона Ирландии по вокалу), Dancing Thru The Ages, Rhythm of the Dance, Magic of the Dance. В Англии – Celtic Feet (проект Marion Turley Academy, существовавший ещё до Riverdance, но с его появлением вышедший на новый уровень), Realta (шоу Джона Кэри (John Carey), знаменитого танцора и основателя успешной школы), Spirit of the Dance. В Австралии – Gaelforce Dance. В Северной Америке успехом пользуются Waves, Celtic Fusion, Dancing on Common Ground, Needfire (Канада) (развитие шоу-движения в этом регионе в значительной степени способствовало постановление IDTANA, принятое в 1997 году и разрешающее профессиональным танцорам участвовать в фещах NAFC). Наиболее удачные шоу гастролируют по миру, более скромные выступают по заказу на различных мероприятиях (к числу последних относятся, например, ирландские Celtic Dance Fusion, Dance of Desire).


Отдельного упоминания заслуживают американское шоу Trinity Dance Company, основанной Марком Ховардом (Mark Howard). Марк родился в 1963 году в Йоркшире, Англия, однако позже его родители эмигрировали в США, так что танцевать он начал в возрасте 9 лет уже в Чикаго под началом Денниса Деннехи (Dennis Dennehy). После успешной соревновательной карьеры, кульминацией которой стал титул чемпиона Северной Америки, Ховард уже в 17 лет основал собственную школу, Trinity Academy of Irish Dance. Начиная с 1985 года, его ученики успешно выступают на Чемпионатах мира, в том числе в групповых категориях. Ховард не боится экспериментировать и предлагает новаторские по тому времени решения – иногда даже чересчур (1986 году одна из команд Trinity была дисквалифицирована за использование в постановке музыки The Blues Brothers). В 1989 году ученики школы появились в легендарном The Tonight Show Джонни Карсона (Johnny Carson), что стало настоящим признанием их успеха (в 1987 году команде школы удалось завоевать золото на Чемпионате мира).

Марк Ховард был пионером во многих отношениях. Так, ему приписывается изобретение термина «treble reel»: на соревнованиях по современным сольным танцам рил долгое время танцевался исключительно в мягкой обуви, и новый термин прижился после того, как Trinity назвали так свой степовый номер. Он первым, ещё до Майкла Флетли, представил номер a cappella и выдвинул идею «ирландского кордебалета», поддерживающего солиста и солистку. В 1991 году с целью развития постановочного направления и обеспечения выпускников своей академии работой, Ховард основал труппу Trinity Irish Dance Company. Шоу Trinity представляют собой, по сути, набор довольно разнородных номеров, не связанных между собой общей сюжетной линией, однако многие из них по сей день смотрятся необычно и новаторски. Сочетая элементы модерна, балета, степа, фламенко, африканских танцев с традиционной ирландской техникой танцорам Trinity удаётся добиваться очень впечатляющих результатов. Сегодня Академия Ховарда является мощной танцевальной корпорацией, которая сама растит свои таланты. Серьёзный подход Trinity заметен во всём – их фигурный танец The Dawn, исполняемый не только на шоу профессионалами, но и на соревнованиях более юными танцорами, под написанную на заказ музыкальную композицию, неоднократно приносил им первые места на Чемпионатах мира.

Выше, сильнее, быстрее

После появления шоу современные ирландские танцы изменились – не до неузнаваемости, но всё же значительно. В одночасье они стали модными и привлекательными для множества людей во всём мире – причём не только ирландского происхождения. И если раньше практически единственным способом не расставаться с танцами после окончания соревновательной карьеры был переход в разряд преподавателя, то теперь ещё одной возможностью стало участие в шоу. А чтобы попасть в шоу, нужно быть лучшим – и заниматься очень упорно.


Рост конкуренции и расширение географии, в свою очередь, привели к более динамичному развитию – если раньше на изменения уходили годы и десятилетия, то сейчас счёт стал идти уже на сезоны. Движения стремительно входят в моду и так же стремительно выходят из неё. Какие-то из них получают негласное одобрение судей и оседают в репертуаре танцоров, другие проходят практически незамеченными.

В стремлении привлечь внимание и выделиться на общем фоне преподаватели обращаются к другим видам танцев и даже спорта. Из балета в конце 80-х пришли toe stands (движение, при котором танцоры (исключительно девушки) стоят на пальцах в жёсткой обуви, подобно балеринам на пуантах), из фигурного катания – различные вращения и пируэты.


Ещё одна тенденция пост-риверденсевской эпохи – объединение нескольких привычных движений в одно. Двойные клики превращаются в тройные, четверные и т.д., «бабочки» и антраша получают завершение в виде cut'а. Танцоры и преподаватели всё больше раздвигают границы привычного и приемлемого – то, что считалось невозможным ещё десять лет назад, сегодня вполне реально.


Стиль исполнения становится, в целом, более атлетичным – если в начале и середине 20 века ирландские танцы были ограничены в пространстве (признаком мастерства считалось умение танцевать на небольшом участке), то сегодня ценится способность быстро и далеко бегать. Видный деятель An Coimusiun и историк моды Джон Каллинан вспоминает, как в своё время учитель аккомпанировал ему на флейте: в случае, если ноги ученика поднимались выше уровня колена, он получал по ним удар той же самой флейтой. Сегодня же верхнего предела практически не существует.


Усложняются не только сольные танцы, но и групповые. Даже кейли, структура которых жёстко регламентирована, становятся более энергичными и технически отточенными. Стараясь не выходить за рамки допустимого, преподаватели всё же пытаются вводить в эти танцы небольшие украшения, позволяющие раскрыть уровень мастерства танцоров. Что же касается фигурных танцев, то тут эволюция идёт полным ходом. Сегодня признаком хорошей команды (и хорошей хореографии) являются динамичность, быстрые перестроения, сложные движения руками.

Как уже упоминалось, со второй половины 90-х ирландские танцы стали популярны не только среди людей ирландского происхождения – теперь их танцуют в Европе, Азии и даже Африке, причём не только дети, но и взрослые. Известные танцоры и преподаватели ездят с мастер-классами по всему миру, а те, у кого нет возможности обучаться ирландским танцам очно, обращаются за помощью к видео-курсам – одной из самых популярных является серия Олив Хёрли (Olive Hurley).


Всего Олив выпустила 8 сборников – 4 по кейли (в съёмках принимали участие команды мирового уровня), 3 по сольным танцам (в записи последнего принимали участие такие заслуженные танцоры, как Энтони Фэллон (Anthony Fallon), Клер Смит (Claire Smyth), Ронан МакКормак (Ronan McCormack), Джоан Рафтер (Joan Rafter), Колм О'Ше (Colm O'Se) и Шерин Долан (Shereen Dolan)), а также документальный фильм, посвящённый 25-му Чемпионату мира, проходившему в 1994 году.


Ещё одно явление последних лет – летние лагеря, в которых танцоры могут повысить своё мастерство, пообщаться с новым для себя преподавателем (а зачастую и звёздами шоу), получить полезные советы, да и просто позаниматься танцами в более плотном режиме.

Не обошло влияние Riverdance стороной и внешний вид танцоров. Костюмы становятся всё менее традиционными – вместо оригинальных кельтских орнаментов платья и жилетки всё чаще украшают геометрические узоры и различные сказочные и мультипликационные персонажи. В стремлении привлечь внимание судей цвета становятся всё более яркими, в ход идут стразы, блёстки, ткани с металлическим напылением. В общем, всё то, что выигрышно смотрится в ярком свете софитов. Юбки платьев становятся более жёсткими и местами напоминают балетные пачки, а поскольку очень часто танцоры неирландского происхождения похвастаться пушистой и пышной шевелюрой не могли, на помощь пришли кудрявые парики, дополненные яркими ободками или сверкающими тиарами. Стоимость такого костюма для танцоров мирового уровня сегодня может доходить до 2000 евро.


Изменения коснулись и мужской танцевальной моды – с приходом Riverdance килты надолго были преданы забвению как недостаточно мужественные (сегодня их используют некоторые крупные школы в групповых танцах). Жилетки (а в последнее время и куртки-кители) так же, как и у девушек, сверкают всеми цветами радуги и переливаются блеском страз. Танцоры стремятся не только танцевать лучше других – но и выглядеть соответственно.

Окончание следует!

Наталья Малышева

Начало статьи об истории ирландских танцев читайте здесь и здесь.

* при перепечатке ссылка на сайт www.tnn-ceilidh.ru обязательна!
Пожалуйста, уважайте чужой труд!