Главная > Полезные статьи > История ирландских танцев, часть 1
История ирландских танцев, часть 1
11.06.2011 09:50

Любовь к музыке и танцам была свойственна ирландцам во все времена – они были и любимым способом проведения досуга, и поддержкой в нередкие в прошлом периоды невзгод.

Удивительно, как, несмотря на колоссальное давление извне, ирландские танцы смогли сохранить свою самобытность – более того, даже заимствованные танцы или их элементы на ирландской земле приобретали явно выраженный национальный колорит. Благодаря своей энергии и позитиву, ирландские танцы в разных своих проявлениях и формах и сегодня продолжают завоёвывать сердца людей во всех уголках мира – от Японии до Африки.


Дела давно минувших дней

Описаний (и даже упоминаний) танцев в ранней ирландской литературе очень немного. И виной тут, очевидно, не только бурная история страны, но и кельтская традиция устной передачи информации от учителя к ученику. Одно из самых ранних упоминаний танцев в ирландской истории связано с посещением главой города Уотерфорда балтиморского клана О’Дрисколлов (O'Driscoll) в 1413 году – известно, что гостя развлекали танцем, сопровождавшимся пением (исследователи утверждают, что это был пришедший из Нормандии круговой кароль). Также есть свидетельства о большом празднике с музыкой, танцами и стихами, который прошёл в 1443 году в Келли (Kelleigh) и в котором приняли участие 2700 человек.


Множество источников указывают на то, что в 16 веке популярностью пользовались «ирландский хей» («irish hey»), «тренчмор» («trenchmore») и «длинный танец» (по-ирландски «rince fada»). Описание хея (по-ирландски «rince timcioll» – «кругового танца») встречается в литературе 16-17 века – можно предположить, что такая формация является наиболее ранней и восходит к древнему культу солнца. Скорее всего, свидетелем исполнения именно такого танца стал в 1540 году лорд-наместник Ирландии сэр Энтони Сент Леджер (Sir Anthony St. Leger). Rince fada танцевался в 2 линии – в произведении Йеддербёрна «Complaynte of Scotlande» («Плач о Шотландии») 1549 года о нём говорится как об ирландском танце урожая. Есть свидетельства, что его исполняли на торжестве в честь прибытия короля Якова II в Кинсейл в 1689 году: навстречу монарху двигались трое танцоров, державшие между собой белые платки, за ними парами следовали остальные участники, также с платками в руках; когда музыка заиграла быстрее, танцоры принялись исполнять различные замысловатые фигуры. Что же касается тренчмора, то все источники отмечают его энергичный и даже буйный характер – формация его также были линейной, а название, вероятнее всего, происходит от города Тренчмора (по-ирландски – An Trinse Mór) или же ирландского словосочетания «rince mor» («большой танец»).


В указанный период все три танца исполняли, в том числе, и на балах, они были весьма популярны в Пейле (принадлежавших англичанам землях, располагавшихся вокруг Дублина), и через колонизаторов попали в Англию, ко двору королевы Елизаветы I.


В конце 17 века англичанами были введены в действие печально известные «карательные законы» (Penal Laws): ирландцам запрещалось исповедовать католицизм, говорить на родном языке, исполнять национальную музыку и танцы. Этот тяжёлый период подавления ирландской культуры продлился более столетия, и облегчение наступило лишь в 1829 году, когда католики получили право быть представленными в парламенте.


На Западе, тем временем, в танцевальном плане дела обстояли гораздо позитивнее, и в силу меньшего контроля со стороны англичан именно тут происходило всё самое интересное – зарождался феномен «мастеров танца».


Мастера танца

Мастерами танца в Ирландии называли преподавателей, путешествовавших из деревни в деревню в компании волынщика или слепого скрипача и обучавших местных жителей танцам. Первые сведения о них относятся к 18 веку, к началу же 19 века их популярность достигла наивысшей точки (последние из известных мастеров продолжали свою деятельность вплоть до начала 20 века).


Мастер танца пользовался огромным уважением и влиянием – он был для местных жителей не меньшим предметом гордости, чем учитель, обучавший людей грамоте. Прибытие такого человека было чрезвычайно радостным событием – оно означало, что примерно шесть следующих недель в деревне будут музыка и танцы. У каждого мастера была своя «зона влияния», составлявшая примерно 10-20 кв. миль, и вторгаться на соседнюю территорию было не принято. Тем не менее, на ярмарках, преподаватели не упускали случая помериться друг с другом мастерством – заканчивались такие состязания обычно, когда один из участников падал от усталости.


Особого внимания заслуживает внешний вид мастера танца – одевался он ярко, щёгольски, носил бриджи и цилиндр. Самой большой его слабостью были часы: «Ничто не могло польстить ему больше, чем вопрос «сколько времени?», заданный прилюдно», - отмечает ирландский романист 19 века Уильям Карлтон (William Carleton). По словам того же автора, мастер танца также носил богато украшенный деревянный посох или трость с серебряным набалдашником и шёлковой кисточкой, которые использовались в качестве жезла в процессе обучения. Большое внимание уделялось обуви: чаще всего мастера носили тонкие чулки и лёгкие туфли, внушавшие уважение их ученикам, которые полагали, что хорошая обувь является признаком мастерства.


Мастер никогда не платил за ночлег – обычно в качестве благодарности дети хозяина дома могли учиться у него танцам бесплатно. С остальных учеников бралась плата – Артур Янг (Arthur Young) в своём «Путешествии по Ирландии» («A Tour In Ireland») 1780 года отмечает, что её размер за всё время обучения составлял 6 пенсов (полкроны), причём половину этой суммы получал музыкант. В середине 19 века размер платы составлял 10 шиллингов учителю и 5 шиллингов музыканту. Уроки приходили, как правило, в амбаре с плотным ровным полом – иногда с петель снималась деревянная дверь, танцуя на которой, мастер в полной мере демонстрировал своё умение. Также во время пребывания мастера в деревне организовывались вечера танцев, открытые всем.


Мастера получали свои деньги вполне заслуженно – дошедшие до нас свидетельства говорят о том, что у многих из них была целая методика преподавания. Так, чтобы помочь своим ученикам отличить правую ногу от левой (что подчас составляло серьёзную проблему), они привязывали к ним верёвки из сена или соломы, ремни и т.д. Вполне возможно, что они также сочиняли небольшие рифмовки, помогавшие запомнить ритм и движения: например уже упоминавшийся Уильям Карлтон приводит такую: «Rise upon suggaun an' sink upon gad» (suggaun (sugain) в переводе с ирландского означает «верёвка», gad – нагрудный ремень конной упряжи).


В знаменитой книге «Руководство по ирландским танцам» («Handbook of Irish Dances»), изданной одними из последних учителей старой школы, Дж.Г. О’Кифом (J.G. O’Keeffe) и Артом О’Брайаном (Art O’Brien) в 1902 году, говорится о том, что именно мастера танца заложили основу сольных ирландских танцев, постепенно усложняя шаги, использовавшиеся в круговых и линейных танцах. Наибольшим уважением пользовались преподаватели, бывшие не только хорошими танцорами, но и талантливыми сочинителями. Кстати, считается, что именно мастера придумали такие мелодии, как St. Patrick's Day, Blackbird, Job of Journeywork, давшие название традиционным сетам (к слову отметим, что авторство так называемых «пленксти» («planxty»), также составляющих изрядную долю сетовых композиций, принадлежит легендарному арфисту 17 века Турлоху О’Каролану (Turlough O'Carolan); все они были написаны в честь конкретного человека, имя которого фигурирует в названии).


«Программа обучения» мужчин и женщин в то время была разной – женские движения были проще и изящнее, в то время как мужчины осваивали замысловатые и энергичные дроби (treble или batter). Любопытно свидетельство доктора П.У.Джойса (Dr. P. W. Joyce), зафиксированное в книге доктора Джорджа Петри (Dr. George Petri) «Старинная ирландская музыка» («Ancient Music of Ireland») 1855 года: по его словам, в то время женщинам Корка было свойственно брать на вооружение мужские шаги, в Лимерике же женский стиль исполнения был гораздо более степенным, а использование мужских движений считалось попросту неприличным.


Многие авторы 19 века отмечают, что людей, никогда не учившихся танцам, в то время просто не было. О популярности сольных танцев свидетельствует такое явление как «танец за пирог», известный как минимум с 1680 года. Это было нечто вроде неформального соревнования, устраивавшегося хозяйкой паба, наградой лучшему (или наиболее выносливому) танцору в котором служил пирог.


Тот факт, что самые знаменитые мастера танцев жили в Корке, Керри и Лимерике (каждый из этих районов славился своим уникальным стилем), позволяет предположить, что наибольшего развития это движение получило в Мюнстере, на юго-западе Ирландии. История сохранила имена Томаса О’Кирина (Thomas O'Kearin) из Керри и Тайга «Рыжего» О’Сканлана (Tadhg Ruadh O’Scanlan) из Глина (Лимерик), жившего несколько позднее – именно им приписывается унификация и систематизация танцевальных движений. Также в числе выдающихся танцоров и преподавателей старой школы были Джон Кенни (John Kenny) из Кастлмахона (Castlemahon), Джеймс Сканлан (James Scanlan), Джеймс Роше (James Roche), Пэдди Кинг (Paddy King), Бенджамин Шихи (Benjamin Sheehy), У. Мюррей (W. Murray) из Корка, Хью О’Нил (Hugh O’Neill) из Лимерика, Джеймс Уорд (James Ward) с острова Тори, бывший одним из лучших танцоров северной Ирландии. В середине 19 века в графстве Лонгфорд жил знаменитый мастер Джеймс «Шимин» Энтони Кокс (James «Seamin» Anthony Cox), прославившийся не только танцами, но и своей витиеватой и вычурной манерой речи, подчас приводшивей современников в состояние шока. А одними из последних мастеров, живших уже в начале 20 века, были  Джерри Молино (Jerry Molynaux) с севера Керри и профессор Патрик Д. Рейди (Patrick D. Reidy), также из Керри, отец которого был учеником самого О’Кирина. Перу последнего принадлежит книга «Теория танцев, какой она должна быть» («Dancing-Theory as It Should Be») – также он принимал активное участие в деятельности Гэльской Лиги, предоставив немало материала для первого сборника кейли-танцев (Ar Rinci Foirne).

Наталья Малышева

Продолжение статьи об истории ирландских танцев читайте здесь.

* при перепечатке ссылка на сайт www.tnn-ceilidh.ru обязательна!
Пожалуйста, уважайте чужой труд!